«После побоища Игоря Святославича с половцами». Картина В. Васнецова. Конец 1970-х гг.
Уважаемые коллеги и ребята, изучение произведений древнерусской литературы вызывает много вопросов и догадок.
Загадки «Слова»
Вопрос о подлинности великого произведения до сих пор вызывает споры. Сомнения связаны, во-первых, с жанровой уникальностью памятника. Неясно, например, является ли "Слово" оригинальным литературным произведением или переработкой устного рассказа о воинском походе. Скептики указывали на отсутствие известных нам памятников древнерусской литературы, которые приближались бы к «Слову» по художественным и языковым особенностям.
Кроме того, удивляло отсутствие списков произведения. Единственный список «Слова», датированный XVI в., хранился в Спасо-Ярославском монастыре и в 1792 г. перешел к известному собирателю древнерусских рукописей А. И. Мусину-Пушкину. Вероятно, в том же году была изготовлена копия для Екатерины II, а в 1800 г. текст «Слова» был издан. Во время пожара Москвы в 1812 г. список Мусина-Пушкина погиб, что породило острые споры о подлинности памятника - тем, более, что на рубеже XVIII-XIX вв. было объявлено об открытии нескольких значительных произведений европейской древности, вскоре признанных поддельными.
После открытия в середине XIX в. «Задонщины», содержащей цитаты из «Слова», сомнения в его древности отпали. Однако вскоре появилась версия о первичности «Задонщины» и вторичности «Слова». Сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что первично «Слово». Тем не менее отсутствие древнерусского списка по-прежнему вызывает у некоторых исследователей желание исправить текст и рождает поток фантастических теорий.
Вопрос о подлинности великого произведения до сих пор вызывает споры. Сомнения связаны, во-первых, с жанровой уникальностью памятника. Неясно, например, является ли "Слово" оригинальным литературным произведением или переработкой устного рассказа о воинском походе. Скептики указывали на отсутствие известных нам памятников древнерусской литературы, которые приближались бы к «Слову» по художественным и языковым особенностям.
Кроме того, удивляло отсутствие списков произведения. Единственный список «Слова», датированный XVI в., хранился в Спасо-Ярославском монастыре и в 1792 г. перешел к известному собирателю древнерусских рукописей А. И. Мусину-Пушкину. Вероятно, в том же году была изготовлена копия для Екатерины II, а в 1800 г. текст «Слова» был издан. Во время пожара Москвы в 1812 г. список Мусина-Пушкина погиб, что породило острые споры о подлинности памятника - тем, более, что на рубеже XVIII-XIX вв. было объявлено об открытии нескольких значительных произведений европейской древности, вскоре признанных поддельными.
После открытия в середине XIX в. «Задонщины», содержащей цитаты из «Слова», сомнения в его древности отпали. Однако вскоре появилась версия о первичности «Задонщины» и вторичности «Слова». Сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что первично «Слово». Тем не менее отсутствие древнерусского списка по-прежнему вызывает у некоторых исследователей желание исправить текст и рождает поток фантастических теорий.
Подробнее об этом можно прочитать здесь
У вас много серьёзной и полезной информации для литераторов.
ОтветитьУдалить