Время проходит, но сказанное слово остается.


вторник, 17 декабря 2013 г.

Попытка обобщить и понять, чему научилась на учебно-тематическом семинаре "Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов" от 11.10 13.


 
Матрица проекта
Тематическое поле: История падения метеоритов
Проблема: Вероятность повторения этих явлений, цикличность этого небесного явления.
Цели: Систематизация знаний о происхождении метеоритов, поиск и сбор материалов о метеоритных дождях над Россией.
Задачи: Научить проводить наблюдения.  учить пользоваться историческими фактами, видеть причинно-следственные связи;
Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;
Развивать творческую активность учащихся.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Класс, количество обучающихся: 4 класс, 24 ч.

Учебные предметы, содержание которых включено в проект: астрономия, изобразительное искусство, история, археология.Базовый предмет: окружающий мир

Название учебного предмета
Разделы программы
Тема
Окружающий мир
Звездное небо – великая книга природы.
История падения метеоритов 
Дополнительные предметы:

Название учебного предмета
Разделы программы
Тема
 
 
 

 Надпредметная информация, необходимая для выполнения проекта:
Область человеческих знаний
Необходимая информация
экология
ОБЖ
 

 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Интернет-ресурсы
Ватманы, альбомы, карандаши, фломастеры, краски, гуаши,

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап
Содержание деятельности
Количество часов
1.       Поисковый
 
 
 
 
 
 
 
 

Форма проведения презентации: стендовая защита, иллюстрации,  мини-сочинения,
Выпуск стенгазет: «Метеоритные дожди прошлых веков»(тунгусский метеорит),  
«Метеорит над Челябинском»(неожиданный гость)
«Метеоритные дожди,  снега и!? в будущем».
Критерии оценки качества выполнения проекта: выход на школьную аудиторию.
Коллективное обсуждение результатов.

Название проекта: Происхождение метеоритных дождей.

Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Деятельность родителей
Погружение в проект
 
 
 
 
Планирование деятельности
 
 
 
 
Осуществление деятельности по решению проблемы
 
 
 
 
Оформление результатов
 
 
Выпуск стенгазет «Метеоритные дожди прошлых веков»(тунгусский метеорит), «Метеорит над Челябинском»(неожиданный гость)
«Метеоритные дожди,  снега и!? в будущем»
 
Презентация результатов
 
 
 
 
Оценка
 
 
 
 

 


Разные подходы к организации учебного проекта.

Рассмотрим два подхода к организации учебного проекта в школе. Это подходы Н.Ю.Пахомовой Н.В. Матяш .

Н.Ю. Пахомова выделяет следующие этапы работы над проектом:

•  погружение в проект;

•  организация деятельности;

•  осуществление деятельности;

•  презентация результатов.

Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень коротко можно пояснить с помощью таблицы .

Учитель
Учащиеся
1-й этап – погружение в проект
Формулирует:
•  проблему проекта;
•  сюжетную ситуацию;
•  цель и задачи.           
 
Осуществляют:
•  личностное присвоение проблемы;
•  вживание в ситуацию;
•  принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
•  организовать группы;
•  распределить амплуа в группах;
•  спланировать деятельность по решению задач проекта;
•  продумать возможные формы презентации результатов проекта.
Осуществляют:  
•  разбивку на группы;
•  распределение ролей в группе;
•  планирование работы; 
•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
•  консультирует учащихся по необходимости;
•  ненавязчиво контролирует;
•  дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
•  репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.      
Работают активно и самостоятельно:
•  каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
•  консультируются по необходимости;
•  «добывают» необходимые знания;
•  подготавливают презентацию результатов.
 
4-й этап – презентация
Принимает отчет:
•  обобщает и резюмирует полученные результаты;
•  подводит итоги обучения;
•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.     
Демонстрируют:
•  понимание проблемы, цели и задач;
•  умение планировать и осуществлять работу;
•  найденный способ решения проблемы;
•  рефлексию деятельности и результата;
•  дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Последовательность выполнения проектов:

Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность педагога
1. Начинание
Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы
 
Уточняют информацию. Обсуждают задание
Мотивирует уч-ся. Объясняет цели проекта. Наблюдает
2. Планирование
 
Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде
Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает
3. Принятие решения
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта
Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование
Наблюдает. Консультирует
4. Выполнение
Выполнение проекта
Выполняют исследование, работают над проектом. Оформляют проект
Наблюдает. Советует
5. Оценка
Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели
Участвует в коллективном самоанализе проекта
Наблюдает, направляет процесс
6. Защита проекта
Подготовка доклада. Обоснование процесса проектирования
Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов
Участвуют в коллективном анализе
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий